Жительница Иглинского района РБ обратилась в суд с иском к водителю и собственнику транспортного средства о взыскании компенсации морального вреда, указывая в обоснование, что 07.07.2022 года водитель, управляя транспортным средством, выехал на обочину и допустил наезд на пешехода местную жительницу. При этом ранее водитель, не имея специального права на управление транспортными средствами, будучи в состоянии алкогольного опьянения, беспрепятственно был допущен к управлению указанным транспортным средством, собственником которого является его товарищ. В результате наезда на пешехода гражданка получила телесные повреждения и была госпитализирована в ГБУЗ РБ ГКБ №13 г. Уфы. Потерпевшей был причинен вред здоровью и моральный вред. Приговором Иглинского межрайонного суда РБ по уголовному делу водитель управляющий транспортным средством признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 264 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 3 (трех) лет лишения свободы условно. В связи с указанным, потерпевшая просила взыскать солидарно с осужденного и лица которому принадлежит транспортное средство компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.
В судебное заседание один из ответчиков не явился, собственник автомобиля исковые требования не признал, пояснил, что не давал разрешения управлять принадлежащим ему автомобилем и не видел, как осужденный забрал ключи от автомобиля.
Согласно заключению эксперта у потерпевшей установлены повреждения по признаку квалифицирующиеся как причинение вреда здоровью средней тяжести.
Вступившим в законную силу приговором Иглинского межрайонного суда РБ установлено, что в момент дорожно-транспортного происшествия осужденный. не имел права на управление транспортным средством, находился в состоянии алкогольного опьянения и нарушил требования п.п. 2.1.1, 2.7, 9.9, 10.1 ПДД РФ., то есть его вина в дорожно-транспортным происшествии установлена.
Согласно п. 2 ст. 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.
Оценивая характер и степень нравственных страданий истца, суд учел фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, индивидуальные особенности потерпевшего и характер телесных повреждений, нанесенных её здоровью и пришел к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере 300 000 руб. с ответчика, который в момент ДТП управлял транспортным средством